Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии

Как известно, в буддизме Тхеравады очень сильно влияние более древних добуддистских верований народов Юго-восточной Азии, в частности, анимизма, до сих пор исповедуемого рядом высокогорных племён. Вера в духов сегодя присуща и твёрдым последователям буддизма Тхеравады в Тайланде, Лаосе, Камбодже, Бирме. Наиболее древними в юго-Восточной Азии являются спиритические легенды народов шан и мон. От них общее палийское название духов – наты – распространилось и перешло к тайцам и лаосцам. В большинстве своём наты считаются духами-защитниками, охраняющими жилища, деревни, города. Натами становятся не все умершие, а только те, кто при жизни совершил какие-либо значительные деяния, или был вынужден претерпеть несправедливости и даже гибель. При этом, не обязательно, чтобы при жизни тот, кто стал натом, всё время вёл праведную жизнь. Достаточно лишь больших, масштабных свершений, надолго оставшихся в исторической памяти народа. Наты имеют собственные имена и почитаются также, как и официальные буддистские святыни. В странах Юго-Восточной Азии достаточно много посещаемых святынь (храмов или священных пещер), куда люди приходят молиться натам о заступничестве и о ниспослании благополучия, принося им пожерствования в виде мелких монет, фруктов, цветочных гирлянд, покрывают их изображения или статуи золотой фольгой и проч. Более того, почти возле каждого дома можно увидеть небольшие открытые часовенки, в которых, как считается, и обитает дух, оберегающий дом и его обитателей. Однако, наты могут и причинять зло, а не только творить добрые дела, а потому полагается постоянно приносить пожертвования и обращать свои молитвы к натам, дабы не рассердить их своим забвением.

Легенды о натах передаются в устной радиции из поколения в поколение. Некоторые из легенд даже нашли своё отражение в официальных королевских хрониках. Так, спиритические легенды, события которых относятся к XI веку, зафиксированы в бамарской королевской Хронике Стеклянного Дворца. Большинство древнебирманских, а точнее шанских и монских легенд о натах, так или иначе соотносятся с периодом I-III веков нашей эры, а также XI века, когда монское королевство со столицей в Татоне было завоёвано бамарским королём Багана Анавратой – создателем первой бирманской империи, который переселил много монов (включая монского короля Мануху и его семью, а также множество учёных буддистских монахов) в своё королевство, воспринял от них буддизм, который моны исповедовали к тому времени уже около 13 веков, и сделал его государственной религией в своей империи. Анаврате приписывается якобы установленное им и никем не оспоренное до сих пор правило, что всего существует 37 натов, так как по его приказу вокруг Баганской пагоды Швезигон было построено 37 часовен со статуями Будды, которые он якобы объявил обиталищем священных духов-натов.

Одним из самых известных и почитаемых бирманцами натов является Мин Маха Гири, герой спиритической легенды, события из сюжета которой относятся к VIII веку. Бирманцы называют ната Мин Маха Гири именем Индвин-нат, что означает страж жилища. Согласно легенде, некий кузнец по имени У Тин Те был известен в городе Тагаунг своей необыкновенной сверхъестественной силой. Король Тагаунга из боязни, что кузнец может использовать свою силу против него, приказал схватить его. Но кузнец избежал ареста, скрывшись в лесу. Тогда король взял себе в жёны его сестру (легенда не называет её имени) и провозгласил её королевой. Убедив её, что её брату, как члену королевской семьи, отныне ничего не угрожает, он попросил её позвать брата во дворец. Как только кузнец оказался на территории дворца под сенью дерева Чампак, стража схватила его и по приказу короля он был заживо сожжён. Во время казни королева прыгнула в кострище и добровольно последовала участи своего брата. Оба они стали натами и наводили порчу, болезни и несчастья на всякого, кто приближался к тени, бросаемой на землю деревом Чампак. Король Тагаунга приказал выкорчевать дерево и сбросить его в реку Айейярвади (европейцы часто именуют эту реку как Айравади или Ирравади). Течение реки принесло дерево в город Баган, король которого, знавший происшедшую в Тагаунге историю, приказал посадить дерево на горе Попа и считать его священным. До сих пор бирманцы уверены, что наты безвинно погибших брата и сестры обитают на этой горе.

Другим также почитаемым бирманцами натом является Ко Мьо Шин. История о том, как он стал натом связана также и с другими натами – принцами Кхун Чоу и Кхун Та, также весьма почитаемыми. Ко Мьо Шин был наследным принцем королевства Пандаунг, которое вело войну против шанского государства. Ко Мьо Шин и его сводный брат У Мин Кьёу, предводительствовавшие войсками, одержали победу и подчинили шанов своей власти. Ко Мьо Шин спас от расправы двух шанских принцев – Кхун Чоу и Кхун Та и все вернулись в Пандаунг. Однако, У Мин Кьёу был разгневан поступком брата, поскольку именно он приказал убить шанских принцев. Зная злобный, завистливый и мстительный характер своего младшего сына У Мин Кьёу, король приказал шанским принцам временно уехать в свою страну, чтобы не стать объектом преступной мести. В отсутствие вынужденных изгнанников, У Мин Кьёу убил короля и королеву и провозгласил себя королём, объявив также, что намерен жениться на Палей Йин, которая вместе с Ко Мьо Шином вынуждены были спасаться бегством и прятаться в пещере. Новый король приказал шанским принцам Кхун Чоу и Кхун Та вернуться в Пандаунг, найти и убить Ко Мьо Шина, а его сестру Палей Йин доставить во дворец. В случае неисполнения приказа они должны быть казнены. Шанские принцы не смогли убить своего спасителя. Тогда Ко Мьо Шин сказал им, что они принесут его голову королю У Мин Кьёу и сам обезглавил себя, став натом. Коварный У Мин Кьёу нарушил своё слово и приказал казнить шанских принцев Кхун Чоу и Кхун Та, после чего те превратились в натов-мстителей и сделали так, что У Мин Кьёу был убит упавшим на него деревом. Ставший натом Ко Мьо Шин, исполнил желание своей сестры и взял её жизнь, после чего Палей Йин также превратилась в ната. Ко Мьо Шин почитается бирманцами натом-стражем девяти ворот.

Множество легенд связано непосредственно с именем короля Анаврата. Как правило, все эти легенды, отличаясь друг от друга деталями и именами персонажей в зависимости от местности и особенностей старинных наречий, тем не менее, имеют одинаковую сюжетную нить.

Наиболее распространённой версией является легенда о братьях из Таунгпьон, называемая также легендой о Пагоде исполнения желаний. События легенды охватывают значительный промежуток времени, с ней связаны истории появления духов-натов Бьятви, Бьятта, Мин Гьи, Мин Лай и Ма Шве У.

Таунгпьон – ныне небольшое селение в 12 километрах к северу от Мандалай. Здесь на вершине Горы находится та самая Пагода исполнения желаний, которая упоминается в легенде. А рядом в пещере находится храм натов Мин Гьи и Мин Лай, в честь которых ежегодно в августе местные жители устраивают фестиваль.

Сама история начинается с появления в окрестностях монской столицы Татона двух братьев-чужестранцев Бьятви и Бьятта, волею случая попавших сюда из Индии, когда их корабль потерпел крушение и затонул неподалёку от этих мест. Их подобрал и выходил один местный монах, у которого они и остались, помогая ему в монастырском хозяйстве. Однажды монах взял братьев с собой в лес, чтобы собрать лесных плодов и хворосту. Блуждая по лесу, они натолкнулись на некий предмет, напоминавший то ли свёрток, то ли тело ребёнка, который был золотистого цвета и от которого исходил великолепный банановый аромат. Учёный монах сразу же узнал, что этот предмет – есть останки, оболочка, оставленная святым отшельником, обратившимся в заугьи – полубога. Монах знал также и рецепт того, как перенять часть сверхъестественной силы и способностей заугьи: для этого он со своими спутниками собрал необходимые травы и коренья, с помощью которых из найденных останков заугьи нужно было приготовить особое средство, что и было сделано по возвращении в монастырь. Однако, утомлённый долгим путешествием и работой монах, уснул, так и не попробовав своего зелья. Пока монах спал, братья, не сдержавшись и нарушив запрет монаха, употребили всё приготовленное зелье вдвоём. И тут же они почувствовали в себе появление сверхъестественной силы и способностей: подпрыгнув, они головой достали небеса, огромные деревья они могли вырвать из земли, словно соломину. Братья подняли храм монастыря как игрушку и перенесли его вглубь леса. Проснувшийся монах был в ужасе, особенно когда братья также легко поставили храм на его прежнее место.

Спустя некоторое время местные бандиты, узнав о способностях братьев, прельстили их лёгкой наживой и приняли в свою шайку. Вскоре Бьятви и Бьятта встали во главе этой банды, наводившей трепет и ужас на всё местное население. Слухи о бесчинствах банды достигли короля Манухи, который приказал поймать братьев. Советник короля посоветовал Манухе поймать сначала одного из братьев, так как совладать с обоими сразу никому не удатся. Верные королю учёные мудрецы донесли, что старший из братьев Бьятви по ночам навещает свою возлюбленную Ма О Зар, где удобнее всего схватить его, поскольку небывалая сила, обретённая от заугьи, теряется во время, когда её обладатель касается женщины. Так и был схвачен Бьятви. Однако, схватив и связав его, стража так и не смогла его убить – ни мечь, ни кинжал, ни какое либо ещё оружие его не брало и не причиняло ему даже царапины.

Снова придворные мудрецы сообщили королю, что Бьятви только тогда умрёт, когда он сам этого захочет. Хитроумные королевские советники обманом внушили Бьятви, что его схватили по доносу его же возлюбленной Ма О Зар и в доказательство рассказали ему о том, что согласно местному обычаю, если возлюбленная подаёт заключённому чашу с водой, значит она хочет его смерти. На самом деле, это была ложь, а поскольку Бьятви был не местным, он не знал древних обычаев монского народа. Самой же Ма О Зар, напротив, сказали, что король решил простить Бьятву и она может пойти к нему в тюрьму и забрать его оттуда. Когда обрадованная Ма О Зар поспешила в тюрьму, один придворный сказал ей, что негоже идти к узнику с пустыми руками и посоветовал ей преподнести своему возлюбленному чашу воды, что она и сделала. И в этот момент, Бьятви испытал такую горечь от мнимого предательства возлюбленной, что ему жизнь стала не мила... И тут же он утратил свои волшебные свойства и был убит. Он превратился в ната-стража. Тело Бьятвы было расчленено на 4 части, каждая из которых была замурована в углах городских стен, а промежутки между угловыми башнями были политы его кровью с тем, чтобы сделать город неприступным для любого врага.

Между тем, младший брат Бьятви, Бьятта бежал из страны и остановился в Багане, где спустя непродолжительное время был замечен благодаря своим незаурядным способностям и взят королём Анавратой на службу. У подножия горы Попа был организован военный лагерь, где предводительствовал войсками  назначенный Анавратой Бьятта. Вскоре Бьятта женился на Май Вунна и у них родилось двое сыновей. Их назвали Мин Гьи и Мин Лай.

А между тем, король народа бамар (бирман) Анаврата, наслышанный у себя в Багане о стране монов и об их религии от одного монского учёного монаха Шин Арахана, возмечтал получить от короля монов священные реликвии (волосы и зубы Будды) и священные буддистские тексты. Он мечтал о том, чтобы объединить все мелкие королевства под своим управлением и повсюду буддизм сделать общей религией всех народов, населявших нынешнюю территорию Мьянмы. Посольство Анавраты получило от короля Манухи твёрдый отказ, поскольку моны считали людей бамар более примитивными и не готовыми к восприятию новой религии.

Война стала неизбежной и войска Анавраты осадили столицу монов Татон. Однако, к великому удивлению бирманцев, ни один из них не смог даже приблизиться к городским стенам ближе, чем на расстояние полёта стрелы. Все поняли, что некая таинственная сила охраняет город.

Командовавший осадой города Бьятта ночью решил пробраться поближе к городским стенам и выяснить, что за секрет помогает монам. И вдруг, непонятный ужас охватил Бьятту, услышавшего голос своего брата Бьятвы. Дух-нат брата сообщил Бьятте, что есть одно очень и очень узкое место в городских стенах, настолько узкое, что разве что курица смогла бы пролезть, где земля не полита его кровью и поэтому там самое уязвимое место в городской стене. Как только секрет неуязвимости Татона был раскрыт, войска бирманцев смогли разрушить стену и захватить город. Сам же Бьятта во время боя погиб. И в наши дни местные жители могут показать у развалин древней стены Татона небольшой ручей, протекающий под остатками стены в город – это, как считают местные, и есть то самое место, где земля не была полита кровью Бьятвы. Здесь же сейчас расположен небольшой храм с изваяниями Бьятвы, Бьятты и Ма О Зар, умершей от горя сразу после гибели возлюбленного и также обратившаяся в духа-ната.

Король Анаврата взял к себе на воспитание и на службу сыновей Бьятты – Мин Гьи и Мин Лая. Став взрослыми, они получили от Анавраты задание – руководить постройкой большой пагоды в Таунгпьон близ Мандалая, куда впоследствии предполагалось поместить статую Изумрудного Будды, захваченную бирманцами в ходе войны с королевством Юннань. Каждый житель окрестностей обязан был принести хотя бы один кирпич на строительство пагоды. Однако, такое важное строительство вдохновляло население и все с усердием помогали, кто как мог, строительству. Вскоре все строители заметили, что желания их необычно быстро исполняются и пагода была названа Пагодой исполнения желаний.

Однако, вскоре среди местных жителей зародились неприятные разговоры о том, что один из братьев -  Мин Лай ведёт распутный образ жизни, совращает молодых девушек, относясь к ним как к развлечению и не преследуя серьёзных намерений. Родители молодых девушек стали роптать и жаловаться придворным короля, опасаясь за своих дочерей. Мин Гьи не раз пытался образумить брата, объясняя ему, что такое поведение к добру не приведёт и напоминая ему о том, сколь важная миссия возложена на них королём. Однако, Мин Лай не внял внушениям. Он стал домогаться дочери одного влиятельного местного князя, которую звали Ма Шве У, несмотря на то, что отец девушки был против этого, а сама Ма Шве У уже была помолвлена со своим возлюбенным местным смотрителем лесов Ко Йин Маунгом. Но Мин Лай не давал покоя девушке, несмотря на то, что она, то по доброму, то гневно отвергала его ухаживания. Дело дошло даже до того, что однажды Ма Шве У вынуждена была в оскорбительном тоне отвергнуть Мин Лая, заявив ему, что он самозванец и выскочка, не достойный даже касаться обуви её жениха. Домогательства стали до того невыносимыми, что семья Ма Шве У вынуждена была перебраться в другое поселение. А сам Мин Лай, забросив дела на строительстве, пагоды, продолжал вести свой образ жизни. Многочисленные родственники Ма Шве У, включая её влиятельного отца, стали направлять жалобы королю всё чаще. А между тем, срок окончания строительства пагоды подходил к завершению и вскоре сам король должен был прибыть на церемонию её освящения.

В назначенный день король Анаврата со всем двором и монахами прибыл на церемонию освящения пагоды в Таунгпьон. Но прежде, он решил осмотреть её снаружи и изнутри, дабы убедиться, что всё сделано правильно. И тут король заметил, что в кирпичной кладке внутренних стен есть два пробела, где недостаёт кирпичей. Это привело короля в ярость, так как он возлагал большие надежды на постройку этой пагоды, где должна храниться весьма важная священная реликвия. К тому же, прямо во время всей этой церемонии к королю лично обратились с жалобами родственники Ма Шве У, рассказав о всех бесчинствах Мин Лая. В гневе король приказал казнить обоих братьев, поскольку они не выполнили его приказа и не обеспечили безупречного строительства святыни.

Даже после смерти, обратившись в ната, дух Мин Лая не смог позабыть прекрасную Ма Шве У, которая уже давно вышла замуж за Ко Йин Маунга и жила с ним, занимаясь ткачеством и продавая свои изделия.

Однажды, когда Ко Йин Маунг отсутствовал дома, к Ма Шве У явился дух-нат Мин Лая и стал укорять её за то, что она живёт небогато по своей вине, поскольку, если бы она предпочла в своё время Мин Лая, она бы жила в достатке, а сам Мин Лай не стал бы вести такую жизнь, которая в конце концов и стала причиной его смерти. Дух-нат Мин Лая прибыл в сопровождении верного ему духа-тигра, которому он приказал похитить Ма Шве У, отвезя её в далёкую пещеру, не причинив ей при этом вреда. Рёв тигра привлёк местных жителей, сбежавшихся отовсюду, но нат Мин Лая сделался невидимым, так что все видели только как тигр утащил свою жертву. Свирепый дух тигра так сильно схватил Ма Шве У и так быстро потащил её, что по дороге она от увечий умерла. Сегодня на протяжении этого мифологического последнего пути Ма Шве У стоит несколько небольших пагод, которыми отмечены места, где упал на землю пояс от платья Ма Шве У (пагода Кхарсикья), где первые капли её крови оросили землю (пагода Твайсеткья), где упал с её головы цветок (пагода Он Тхакин Ма Таунг). Около пагоды Он Тхакин Ма Таун никто никогда не собирает цветов, только лишь в августе собранные здесь букеты приносятся в пагоду. В этих святынях стоят изваяния самой Ма Шве У и её мужа Ко Йин Маунга, умершего от горя вслед за своей супругой и также как и она ставшего натом. Ежегодно в конце августа не только в Мандалай, но и в Янгоне проходит фестиваль, посвящённый натам, описанным в этой грустной легенде.


17.04.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 4024 дней назад. Число аудитории 306980
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:

  •  
     
    Страны мира