Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии

Дикарём в Тайланд (туристу на заметку):
Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии

Помимо крупных государствообразующих этносов (таи, лао, кхмеры, мон, шан) на территории стран Юго-восточной Азии (Тайланд, Лаос, Бирма, Камбоджа), также исторически расселяются весьма крупные популяции этнических меньшинств, большинство из которых не являются пришлыми и населяют эти территории многие века, оставаясь до наших дней полукочевыми. Некоторые даже в прошлом играли ведущую роль в формировании государственности, но впоследствии утратили лидирующую роль, отойдя на вторые-третьи позиции (например, в Бирме народ мон на заре государственности играл ключевую роль, а ныне стал относиться к меньшинствам). Особенно это важно учитывать, говоря о государстве Мьянма, которое вообще-то всё создано как некое лоскутное одеяло, и до сих пор центральная власть ведёт вооружённую борьбу за объединение страны, тогда как некоторые значительные этнические меньшинства, борются с оружием в руках за автономию и даже за самоопределение и небезуспешно уже на протяжении десятилетий.

Большинство этнических меньшинств расселено в высокогорных труднодоступных районах и исторически передвигаются без учёта нынешних государственных границ, а, кроме того, мигрируют по обе стороны границы не один-два раза, а годами проделывают эти переходы. Поэтому одноимённые народности можно встретить в некоторых районах и Тайланда, и Лаоса, и Бирмы, и Камбоджи. В основном это касается высокогорных народностей и племён.

Такая народность, как карен, вообще уже многие годы борется за создание собственного государства (ныне эта народность населяет горы в районе Золотого треугольника и крупные конгломерации их живут в Бирме, Тайланде, Лаосе).

Большинство малых народностей живут высоко в горах или на горных плато и ведут достаточно замкнутый образ жизни. В последние годы, правда, они научились по-своему извлекать прибыль из туризма, демонстрируя традиционный уклад жизни, быт, обычаи и праздники, национальные костюмы и ремёсла приезжим. Иногда можно даже встретить такое явление, когда демонстрируется не совсем то, что есть на самом деле, а в большей степени то, что хотят увидеть туристы. Кстати, в последние 20-25 лет многие представители горных племён, так и не освоившие основных языков своих государств, освоили, тем не менее, в той или иной степени, английский. На вопрос о том, зачем же они показывают туристам то, что не свойственно их действительным историческим традициям, культуре, быту и одежде, они только улыбаются и разводят руками, указывая на иностранцев, - дескать, ну им же нравится экзотика, так почему бы не подзаработать на шоу и на продаже сувениров.

Кстати, надо иметь в виду, что практически у всех народностей, а особенно из входящих в их состав племён, есть не одно, а несколько наименований. В каждой из сопредельных стран их временной дислокации, их называют по-своему. Соответственно, на территории каждой из этих стран, они сами называют различные варианты своих самоназваний, что проистекает от особенностей местных языков и диалектов.

Некоторые из племён, несмотря на строжайший законодательный запрет, продолжают возделывать на высокогорных делянках коноплю и опиумный мак, пользуясь выгодами географического положения и тем, что у властей далеко не всегда найдутся эффективные средства борьбы с этим явлением. В свою очередь, полицейские власти и сами не особенно стремятся предпринимать активные действия, - ведь в основном эти «поляны» хорошо охраняются вооружёнными бандитами из состава племён, а вести неизбежную, а часто и безнадёжную в таком случае войну с малыми народами, у властей желания нет до тех пор, пока наркотрафик не приобретает больших масштабов и не становится предметом межгосударственных разногласий. Бирма и Тайланд предпринимают активные действия по вооружённой борьбе с горными племенами, возделывающими опиумные плантации, но, не столько по соображениям пресечения наркотрафика, сколько из своих собственных политических интересов унификации страны под единым началом. В последнее время в Лаосе также предпринимаются своеобразные «меры безопасности» - все пассажирские автобусы междугороднего сообщения, следующие по горным серпантинам, сопровождает вооружённый полицейский автоматчик с целью зашиты пассажиров от нападения боевиков. Хотя, надо сказать, что, как правило, полицейский и опиумные партизаны, договариваются полюбовно. Вместе с тем, должен предупредить любителей поездить «дикарём» - в высокогорных районах Юго-восточной Азии перемещение с помощью автомобильного транспорта небезопасно, поскольку от нападения или вооружённых разборок, которые здесь случаются нередко, никто не застрахован. Даже в последние несколько месяцев были случаи нападения не только на одиночные легковые автомобили, но и на туристические автобусы. А придти на помощь тут некому – мобильная связь в приграничных горных районах не работает, единственная дорога на сотни километров вперёд и назад – это та, по которой вы едите – узкий горный серпантин. Другие страны региона либо ограничиваются видимостью охраны границ, либо вообще (как Тайланд) чаще всего принимают кочевников на своей территории, выдают им ID карты (паспорта), ставят на учёт у себя, что в итоге оказывается более рациональным. Но когда переселенцам мужского пола исполняется 20 лет и наступает срок призыва на армейскую службу, каждое из государств требует «уклониста» в ряды своих армий, а тому – границы нипочём – куда надо, туда и идёт. В итоге, чаще всего, представители меньшинств не идут служить ни в одну из армий, а зачисляются в собственные вооружённые племенные банды, и направляются на охрану «полян», где растёт конопля, опиумный мак и прочие растения подобного вида.

АКХА. Горная народность, селения которой расположены в горах на севере Тайланда, в Бирме, и частично в Лаосе. Большая часть акха сейчас проживает на территории Тайланда в высокогорьях провинции Чанг Рай, однако достоверно установить численность населения не представляется возможным из-за постоянной неподконтрольной миграции через границы Тайланда, Лаоса и Бирмы. Причём, на территории каждой страны одно и то же племя или народность, именуются по-разному. Акха, например, в некоторых районах провинции Чанг Рай в Тайланде, именуются «игор» или «игоу». Акха подразделяются на несколько племён, отличающихся незначительно своими традициями и языком. Наиболее известными являются их два племени: «лоими-акха» и «у-ло акха».

Акха в Бирме

Акха в лаосском дистрикте Кнот У

Акха, выполняющий ритуал курения мака

Это типичные племена как рисовой, так и опиумной культуры, относится к числу очень бедных. Быт этой народности очень примитивен, особенно в тех селениях, которые расположены в стороне от туристических маршрутов. Далеко не все селения акха на территории Бирмы и Лаоса, знакомы даже с электричеством, другими техническими достижениями современной цивилизации. Основной религией у акха является анимизм – вера в духов. Некоторые селения в основном исповедуют христианство, однако, и оно представлено в своеобразном виде, испытывающем влияние древних поверий анимизма.

Акха в Лаосском дистрикте Бун Тай

Акха в горах Дои Мэ Салонг в Тайланде

Каждый год в начале сезона возделывания риса, акха ставят у входа в селение новые ворота, обвешивая их черепами животных, рогами и всякими амулетами, устрашающими злых духов и защищающими деревню от них. Амулеты, как правило, изображают обнажённых людей, нередко амулеты представляют собой изображения совокупления, что в поверьях акха символизирует богатство, плодородие и многочадие. Ещё одна традиция акха – ставить в селениях гигантские качели и в определённые дни года раскачиваться на них, обретая, тем самым, силу, могущество, здоровье и покровительство духов. Традиционная одежда у акха варьирует в зависимости от конкретного места и селения. Курение опиума и сейчас широко распространено у акха – курят мак, причём, как мужчины, так и женщины. Курить мак начинают с подросткового возраста и делают это вполне осознанно. Существует вера в то, что курение мака помогает духам защитить курящего от всего плохого. Курят через специальные бамбуковые трубки, заполненные частично водой, иногда придавая этому процессу значение ритуала. Акха имеют свой язык, проистекающий от Тибето-Бирманской языковой группы. Несмотря на то, что акха общаются между собой на своём языке, письменности у них не существует. Около столетия назад, акха из горных районов Бирмы, начали мигрировать на территорию Сиама (в собственно тайские и в лаосские горные районы).

КАРЕН. Это крупный этнический конгломерат племён, несколько различающихся традициями, языком, бытовой культурой. Их общим самоназванием является «пуакин-ньоу». Народность расселена в Бирме, Лаосе, Тайланде. В различных местах их называют по-разному: «карьянг» или «кайянг» (в некоторых районах Бирмы и Тайланда), «ньянг» (в Тайланде). Основные, племена, входящие в эту горную народность – «сгоу» (самоназвание «пагайор» или «сгор»), «проу», «ба-вай», «тонг-су» (самоназвание – «па оу»). Особенно отличаются два племени длинношеих карен – «кайянг» и «падонг», в традициях которых удлинять шею у женщин с помощью надеваемых с детства на шею латунных колец. Надевание первого кольца является особым торжественным ритуалом. Кольца надеваются также на голени ног. У некоторых племён широко распространена практика пирсинга ушей, причём не такого, как у всех европейцев, а такого, при котором отверстие в мочке уха постепенно расширяется и достигает иногда в диаметре 18-20 сантиметров. Церемония пирсинга малолетних девочек также является у карен священнодействием.

Общая численность карен в Юго-восточной Азии приближается к 2 миллионам человек, из них в настоящее время на территории Тайланда находится примерно 320.000 человек. Около миллиона проживают в Бирме, остальные – в Лаосе. Большинство племён народности карен исповедуют христианство, однако, также, как и у других высокогорных племен, религия их окрашена анимизмом, шаманизмом, талисманизмом, всевозможными гаданиями и предсказаниями, а также церемониями изгнания злых духов, применяющимися в практике традиционной народной медицины. Особым культом поклонения пользуются у карен слоны. Согласно древнейшим легендам этого народа, первые карен на земле произошли от этих священных животных.

Уже на протяжении почти 50 лет племена карен находятся в состоянии войны с бирманскими официальными властями.

Деревня народности Акха

Деревня карен в горах Бирмы

На этой почве периодически между Тайландом, Лаосом и Бирмой возникают то дипломатические конфликты, то вооружённые столкновения пограничников. Бирманские власти требуют от Тайланда и Лаоса депортации всех карен в Бирму. В свою очередь, нередки вооружённые столкновения между тайскими пограничниками и карен, пытающимися незаконно пересечь границу в обоих направлениях и устроить на территории Тайланда боевые партизанские лагеря, что, собственно говоря, и происходит время от времени. Дело в том, что прекратить миграцию карен практически невозможно, особенно в труднодоступных высокогорных районах, где такая миграция между тремя странами Золотого треугольника (Лаос, Бирма, Тайланд) происходит уже несколько столетий. Основным политическим лозунгом боевиков является создание собственного независимого ни от кого государства народа карен.
 

Тайский пограничник наблюдает за деревней карен на «той стороне границы» с Лаосом

На деле, боевики часто наряду с политическими занятиями, практикуют обширную практику выращивания и трафика наркотических растений. Тем не менее, борьба народности карен за независимость уже имеет свою богатую историю и собственные политические учреждения. Однако, бирманское правительство, всецело старающееся сплотить государство любыми средствами и политическими методами, ведёт ответную войну против сепаратизма карен. В 1997 году бирманская военная хунта разгромила существовавшую многие годы организацию народности карен – Национальный союз Карен, представлявшую собой орган политического управления всеми племенами.

Национальный флаг народности карен (вырез на флаге означает те племена, которые живут за пределами Бирмы)

Нынешним лидером движения карен за самоопределение является сын недавно скончавшегося генерала Бо Мья, возглавлявшего вооружённые бригады карен, – лейтенант-полковник Нердах Мья. Фактически партизанская война народа карен не прекращается уже многие десятилетия и продолжается поныне.

Большая часть племён карен занята выращиванием риса по методу «сухого поля», хотя часть их, проживающая на небольших плато в горах, культивирует рис на «заливных полях». У карен существует целая система обрядов поклонения слонам, в том числе особые дни, когда вся деревня собирается, что бы провести обряд кормления слонов.

Язык карен отличается и от тайского, и от бирманского и лаосского языков. Он относится к Сино-Тибетской группе языков. В отличие от других малых народностей, карен имеет письменность, хотя язык карен бирманскими властями вообще за язык не признаётся. Правительство Тайланда, напротив, в рамках общегосударственной программы сохранения этнографического наследия страны, старается поддержать письменность, традиционные ремёсла, исторические и культурные знания народа карен. Специальный фонд, возглавляемый Её Величеством королевой Сирикит Китиякорн, финансирует создание музеев, национальных школ карен, мастерских по производству традиционных предметов быта, одежды этого народа. Туристическое правительственное агентство Тайланда специально разработало и рекомендует туристические маршруты с посещением селений карен, так как это даёт дополнительные финансовые источники для помощи этой народности. Лаосское же правительство, похоже, достаточно равнодушно к карен, во всяком случае, никаких мер по сохранению их культурного наследия, не предпринимается. Возможно, что это связано не столько с отношением  к карен вообще, сколько с позицией бирманских властей, с которыми Лаос, вероятно, не жалеет иметь точек преткновения.

ЛАХУ. Племена этой народности также в настоящее время проживают на территории Бирмы, Тайланда, Лаоса, небольшая часть этих племён встречается также и в горах на севере Камбоджи. Общая численность их остаётся невыясненной из-за массовой миграции племён через границы государств. Самоназвание всех этих племён – «миссур». Только официальная статистика Тайланда даёт сведения об их численности на территории королевства – по данным 2006 года представителей лаху в Тайланде насчитывается около 60.000 человек.

Женщины лаху заняты в основном садоводством

Различаются две подгруппы этого народа – красные лаху («лаху ний») и чёрные лаху («лаху на», также называемые в Лаосе «миссур дам»). Тайцы называют эти племена «миссур крит». Язык лаху весьма близок языку лао, отличающийся от него своими собственными диалектами. Лаху в большей массе грамотны, умеют писать и читать, их дети посещают школы в тех странах, где они в данный момент находятся. Верованием лаху является христианство (католицизм, как и у всех христианизированных горных племён). Племена лаху отличаются своим миролюбивым нравом.

ЛИСУ. Очень немногочисленное, но очень высокогорное племя, во всяком случае, на территории Тайланда, где хотя бы ведётся учёт мигрантов, выявлено около 25.000 представителей этого горного племени. Хотя достоверно известно, что лису проживают также и в Бирме, и в Лаосе. Обычно их деревни находятся высоко в горах, на высоте не ниже 1,5 км над уровнем моря. Рисоводческой культуры лису почти не придерживаются, а занимаются, в основном, выращиванием овощей и фруктов. Ввиду повышенного внимания тайского государства к этому племени, помощи правительства, традиции, культура и традиционные ремёсла лису, переживают период бурного возрождения.

Девушки племени лису на деревенском фестивале

Интересно, что древний национальный эпос лису, возникший задолго до их христианизации и рассказывающий об их появлении на земле, практически буквально воспроизводит библейское сказание об Адаме и Еве.

КРАМА. Малочисленные горные племена, живущие в горах Камбоджи. Небольшое число их проживает также в горах Лаоса. Племена в основном заняты выращиванием риса «сухим полем». Большая часть племен исповедует индуизм, но часть  придерживается буддизма. Предание гласит, что в древние времена крама имели собственный язык и даже древнюю письменность, намного более древнюю, чем кхмерская. Однако, современные крама говорят по-кхмерски.

Женщина племени крама в Камбодже

Некоторые этнографы склонны причислять крама к народности хмонг, считая их одним из хмонгских племён, однако, сами крама, считают себя совершенно несвязанными кровными узами с хмонгами. Большинство крама грамотны в той или иной степени. Считается, что по своим политическим убеждениям, большинство крама – коммунисты. Во всяком случае, во время гражданской войны именно крама оказывали помощь и поддержку красным кхмерам, поначалу прятавшимся в горах, именно в селениях народности крама. Хотя, не исключено, что политические пристрастия тут не при чём – красные кхмеры, я думаю, не спрашивали, куда им приходить и согласны ли на это хозяева.
ЙЯО. В Тайланде это племя называют «йу» или «мьен» в зависимости от конкретного горного района. Считается, что эти племена – осколки древней китайской империи, во всяком случае, в диалекте йяо, называемом «мьяо-йяо-патэнг» и относящемся к языкам Сино-Тибетской группы, очень много китайских слов, точнее не современных китайских, а слов из китайского мандаринского языка. Вместе с тем, письменность йяо основана не на иероглифах, а на древней графике пали. Племена исповедуют буддизм Тхеравады. В настоящее время большое число йяо проживают в Лаосе, северной Камбодже. Часть их находится на территории Тайланда, куда они пришли во время японской оккупации Лаоса, а ещё больше – во время Индокитайской войны. Считается, что в настоящее время их численность равняется 85.000 человек, из которых около 40.000 сейчас проживают в Тайланде, остальные – в Лаосе и Камбодже.

ХМОНГ. Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназвание – «хмонг», в Тайланде их обычно называют «мьяо». Их язык принадлежит Сино-Тибетской группе языков и несколько походит на язык племён йяо. Среди всех племён хмонг сегодня выделяются два – белые хмонги («хмонг доу») и синие хмонги («хмонг ньюа»). Хмонги играли и играют до сих пор немаловажную роль во внутриполитической жизни Лаоса. Исторически так сложилось, что именно хмонги были главными противниками коммунистического лаосского режима и приверженцами конституционной монархии в Лаосе, несмотря на то, что эта народность относится к беднейшим.

Семья хмонгов

Во время гражданской войны в Лаосе хмонги играли важную роль в вооружённой борьбе против коммунистического режима. После войны они до сих пор специально не показывают сапёрам некоторые минные поля для того, чтобы властям труднее было до них добираться. Быт их в высокогорных районах Лаоса и сегодня не просто поражает своей полу-дикостью и первобытным состоянием, а ужасает своей примитивностью и неустроенностью. В домах (если конечно это можно назвать домами) практически нет никакой утвари, электричества, самых примитивных бытовых удобств. Но, вместе с тем, одежда хмонгов по меркам высокогорья Лаоса изысканна, украшена серебряными бубенчиками и браслетами. Большая часть хмонгов неграмотна. Хмонги являются авторами знаменитых хижин, сплетённых из высушенных пальмовых листьев особым плетением. Стены домов не только хмонгов, но теперь уже и многих других высокогорных племён, сделаны по хмонгской технологии. Ввиду многочисленности хмонгских племён и обширному ареалу их расселения, их традиционная одежда варьирует.

Описать все малые народности и горные племена в рамках этого короткого очерка, естественно, невозможно. Известно, что сегодня в горных районах Юго-восточной Азии насчитывается около 280 племён, так или иначе отличающихся своеобразием языка или диалекта, быта, культурных традиций, традиционных ремёсел и одежды и т.д.

18.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 4083 дней назад. Число аудитории 307110
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:
  • отдых на Байкале: планируйте отпуск с компанией Байкал Топ

  •  
     
    Страны мира