Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Краткий очерк политической истории Лаоса

1. Королевство Лан Ксанг

В I-III веках н.э. империю кхмеров, занимавшую тогда большую часть всей территории современного Индокитая (Лаоса, Тайланда, Вьетнама, Камбоджи), начали сотрясать внутренние династические распри, результатом чего стало стремление племён к отделению и самостоятельности. К концу II века племена, расселявшиеся в среднем течении реки Меконг, начали экспансию на запад и, захватив земли Чампа, основали там своё индуистское королевство Чампассак (Бассак). По соседству с Чампассаком располагались монские королевства Кандапури со столицей Вьенгчанг (ныне Вьентьян) и Дваравати. К началу VII века Чампассак захватывает территории соседей и на этих землях возникло крупное многонациональное королевство Ай Лао.

В VII веке из южного Китая началась миграция сюда тайских племён, захвативших эти территории и основавших своё государство – Нангчао, контролировавшее Южный Шёлковый путь. Идеологией этого милитаризованного государства стал тантрический буддизм, распространившийся в бенгальских, лаосских, тайских и кхмерских землях. Эта идеология получила название махарача (король – глава и защитник буддистской Сангхи (общины).
В 698 году н.э. тайский принц Кхун Ло, изгнанный из Нангчао, увёл свою армию в землю Муанг Суа (нынешняя территория Луангпрабанга в нижнем течении Меконга) и силой объединив местные племена лао и шан, основал своё королевство и династию. В течение нескольких веков государство Муанг Суа с переменным успехом вело войны против кхмерской империи за свой суверенитет, пока, наконец, в 1238 году тайские племена не ушли ещё южнее и не основали своё королевство Сукхотай со столицей, называемой Саям, но продолжали управлять землями Муанг Суа. В начале XIV века после падения тайского королевства Сукхотай, территории Муанг Суа вновь попали в вассальную зависимость от Ангкорского кхмерского королевства. Кхмерский король Чайяварман Парамесвара для обеспечения покорности лаосских правителей Муанг Суа взял его сыновей как заложников, которые росли в его столице Ангкор.

В 1349 году лаосский принц Чао Фа Нгам, находившийся как заложник при ангкорском дворе, женился на дочери кхмерского короля. По этому поводу он потребовал от короля отдать ему в суверенное правление северные территории Ангкорского королевства, но не добился своего мирным путём.

Монумент королю Фа Нгаму во Вьентьяне

Он получил в подарок только древнюю золотую статую Будды, называемую Пра Банг. В течение шести последующих лет он силой отвоевал северные земли у кхмеров и в 1353 году провозгласил суверенное королевство Лан Ксанг (земля миллиона слонов) со столицей во Вьенгчанге (Вьентьяне). Будда Пра Банг был объявлен национальной святыней нового королевства и для него был специально построен монастырь Луанг Пра Банг (Луангпрабанг), ставший религиозным центром страны. В течение около 2-х веков столичные функции попеременно переходили то к Луангпрабангу, то к Вьентьяну. В то время в Лан Ксанге господствовало ламаистское кхмерское направление буддизма. Но после смерти в 1368 году кхмерской жены Фа Нгама и брака с дочерью правителя тайского королевства Айюттая, в Лан Ксанге постепенно стал утверждаться буддизм тхеравадийского направления. Сын Фа Нгама принц Ун Хуан (король Самсентай), правивший в 1373-1416 гг., расширил владения королевства, которое уже включало в себя всю северо-западную часть кхмерских земель, северо-восток современного Тайланда (земля И-Сан), собственно лаосские земли и объединяло народы лао, таи, горные племена.

Ещё в 1551 году принц Чао Четта (мать которого была тайской принцессой из Чанг-Рая, а отец – лаосским королём) был приглашён занять престол тайского королевства Чанг-Рай, но пробыл королём всего один год, вернувшись в Лан Ксанг, чтобы занять освободившийся после смерти отца лаосский престол в Луангпрабанге. В то же самое время он и привёз из Чанг-Рая статую Изумрудного Будды, которая 12 лет хранилась в Луангпрабанге. В 1563 году Чао Четта, ставший королём Сеттатиратом (Сетта), провозгласил Вьенгчанг столицей королевства Лан Ксанг. С началом бирманского нашествия на Луангпрабанг в  1664 году, статуя Изумрудного Будды была перевезена во Вьентьян, для  которой был построен монастырь Ват Пра Кео и где она находилась последующие 214 лет. Сеттатират был предпоследним королём мощного лаосского имперского королевства, эффективно защищавшим его целостность и суверенитет. Правление его преемника короля Сулинавонгса (Сулинавонга) (правил в 1633-94 гг.) именуется в истории «золотым веком» королевства Лан Ксанг, но, вместе с тем, и завершает историю единого мощного лаосского государства.

Монумент королю Сеттатирату во Вьентьяне

Однако, король Сулинавонг не назначил преемника на престоле. Распри между князьями и принцами привели к распаду королевства на три части: племянник Сулинавонга при поддержке вьетнамцев захватил власть в столице Вьенгчанг, внук провозгласил себя независимым королём Луангпрабанга, другой племянник при поддержке тайских королей объявил себя правителем королевства Чампассак. В результате использования иностранной поддержки, часть лаосских территорий бывшей державы постепенно была потеряна. Так, от Вьентьянского королевства вьетнамцы отделили часть территории, сделав её сателлитным себе королевством Муанг Пуан и  объявив его независимым от лаосского правителя.

В то же время начинается период нашествия бирманцев и тайцев на лаосские территории, результатом чего впоследствии стала утрата независимости. Бирманцы, тайцы и вьетнамцы в одинаковой степени желали овладеть расколотым лаосским государством и здесь их интересы столкнулись.

2. Вассальная зависимость и колониальный период

В 1771 году Луангпрабанг захватил Вьентьян, который оказывал поддержку бирманцам в их нашествии на Луангпрабанг. Тогда в 1778 году сиамские войска короля Таксина во главе с генералом Пуча Йодфа Чулалоке Чакрин (будущий сиамский король Рама I), по просьбе Вьентьяна выгнали луангпрабангские войска и объявили Вьентьян под своим протекторатом, обязав Вьентьян выплачивать ежегодный налог Сиаму. Фактически под предлогом военной помощи начался период сиамской оккупации. Статуя Изумрудного Будды была перевезена в Бангкок, где и находится поныне. Свои территориальные интересы преследовало в лаосских территориях и Вьетнамское королевство.

Впервые Вьентьян восстал против Сиама и отказался выплачивать дань в 1827 году, когда король Чао Анну, поддерживаемый войсками вьетнамского императора Минг Манга, нанёс поражение сиамским войскам на правом берегу Меконга у города Накхон Паном, произведя огромные разрушения сиамской территории, а затем провозгласил независимость Вьентьяна от Сиама. В ответ Сиам посылает большой экспедиционный корпус во Вьентьян. Чао Анну бежал во Вьетнам. Сиамский король Четтадабодин Нангклао (Рама III) предъявил Вьетнаму военный ультиматум, в результате чего Вьетнам, не готовый к войне с Сиамом, выдал короля Чао Анну и тот в качестве пленника был доставлен в Бангкок.

После лаосского восстания против сиамского владычества, в 1828 году Вьентьянское королевство было окончательно аннулировано. Сиам взамен отказался от притязаний на Муанг Пуам и уступил его Вьетнаму. Центр столицы Вьентьян, включая Ват Пра Кео и священную чеди Тат Луанг, в ходе карательной экспедиции был разрушен сиамскими войсками. Теперь нависла угроза над Луангпрабангским королевством, король которого Манта Турат (правл. 1817-1836) объявил нейтралитет в войне Сиама против Вьентьяна. Однако, даже обращение к Вьетнамскому императору, не помогло, так как Сиам и Вьетнам успешно договорились относительно лаосских территорий в Муанг Пуане. Правда, спустя несколько лет, при военной поддержке сиамских войск, луангпрабангский король Тиантха Куман (сын Манта Турата) проводит успешную военную экспедицию, в результате которой ранее уступленные Вьетнаму земли Муанг Пуама, перешли под формальный контроль Луангпрабанга, фактически уже подчинявшийся Сиаму. Таким образом, после распада единого лаосского государства, оно более столетия находилось в вассальной зависимости от Сиама. Вьентьян не имел никакой формы государственности и непосредственно относился к ведению сиамской администрации. Территория бывшего королевства была названа сиамской провинцией Махаксай и управлялась губернатором, резиденция которого находилась в сиамском городе Сакхон Накхон, а позднее в Корате. Одновременно сиамские власти начали проводить политику активного насильственного переселения лаосцев на правый берег Меконга. Чампассак был разделён и частично сохранял независимость, частично оставался вассальным Сиаму королевством, Луангпрабанг сохранял относительную автономию как королевство, вассальное Сиаму. Короли Луангпрабанга фактически являлись марионетками в руках сиамской администрации.

Image:Oun Kham.jpgВ 1872 году сиамская королевская администрация позволила Луангпрабангскому королю Унг Кхаму занять престол посте смерти его отца короля Тиантха Кумана. Несколько лет Унг Кхам прибегал к военной помощи Сиама в борьбе против повстанцев народности хмонг, в высокогорных районах Аннамитских гор, выступавших и против Сиама, и против Унг Кхама и занимавшихся в основном, поставками опиума в Китай.

Король Унг Кхам

В 1885 году, ссылаясь на ранее заключенный между Сиамом и Францией договор (1856 г.), французские посланники уведомили сиамского короля Раму V, что ими с согласия короля Унг Кхама решено учредить в Луангпрабанге своё Индокитайское вице-консульство. С этих пор Сиам постепенно утрачивал свою власть в Луангпрабанге. Через два года Франция объявила, что Луангпрабанг отныне входит в её Индокитайское консульство. Король Унг Кхам был смещён с престола, а Луангпрабанг был временно (в течение 7 лет) объявлен частью французской Ост-индской территории.

King ZakarineВ 1893 году ввиду столкновения французских и сиамских интересов на реке Меконг, произошла короткая франко-сиамская война, в итоге которой сиамский король Чулалонгкорн (Рама V) вынужден был отказаться от претензий на лаосские территории. По совету французского дипломата Августа Пави, долго жившего в Юго-восточной Азии и хорошо знавшего традиции буддистской культуры лаосцев, в Париже было решено формально восстановить монархию в Луангпрабанге и уже в 1894 году король Унг Кхам вновь был объявлен монархом. По «его просьбе и с его согласия» королевство Луангпрабанг было объявлено находящимся под защитой Франции от посягательств Сиама и окончательно признано частью территории французского Индокитая. Непосредственное и реальное управление осуществлялось французским генерал-губернатором, столица которого была в Ханое. Спустя всего один год король Унг Кхам умер и новым королём Луангпрабанга стал его сын король Сакарин (правл. 1895-1904). Одновременно французские власти учредили должность вице-короля, которым был назначен принц Бун Кхонг.

Король Сакарин

В 1899 году французские власти объявили об объединении всей территории лаосских государств под единым управлением генерал-губернаторства. Монархии Чампассака и Луангпрабанга стали сугубо номинальными, а короли сохраняли за собой только ордер Макха Раача (то есть функции глав буддистских сангх в своих землях) и выполняли представительские церемониальные функции. Вьентьян же вообще не имел даже такого подобия государственности. Центром и главной столицей всех лаосских территорий стало считаться королевство Луангпрабанг. Французские колониальные власти провели чёткую демаркацию границ Лаоса с Камбоджей, Сиамом и Китаем.

В 1904 году после смерти короля Сакарина новым Луангпрабангским королём был провозглашён его сын Сисаванг Вонг (Си Савангвонг, Саванг Вонг, Савангвонг), пробывший им вплоть до объединения Лаоса в единое государство в 1945 году. После объединения он же стал первым королём Лаоса, ввёл конституцию и провозгласил Лаос независимым государством. Савангвонг являлся королём до своей смерти в 1959 году.

King Sisavang Vong.Относительно оценок периода 50-летнего французского колониального господства существует большая палитра мнений, от безоговорочного признания положительной роли Франции в развитии Лаоса, до объявления этого периода периодом жесточайшего оккупационного гнёта, деспотических издевательств французов над лаосцами.

Король Си Савангвонг

Однако, в действительности, имело место и то, и другое. Французские колониальные власти то усиливали, то ослабляли налоговый гнёт на население, что соответственно, приводило то к усилению, то с затуханию партизанской войны, особенно активными в которой проявляли себя жители труднодоступных высокогорных районов. В ответ проводились карательные экспедиции, население уводили с гор на принудительные работы. Как бы ни было, но французами впервые в Лаосе была создана система публичного здравоохранения и введены обязательные прививки населения, создана система начального школьного и профессионального образования, заложены основы коммунального городского хозяйства, дорожного строительства и электрификации, впервые начались систематические археологические исследования и реставрация памятников древней лаосской культуры.

3. Национально-освободительная война и создание единого королевства Лаос

Прологом к последующим событиям, стала Франко-Сиамская война 1940-1941 года. После оккупации Франции фашистской Германией, фельдмаршал-диктатор Тайланда Пибунсонгкрам решил вновь аннексировать ранее переданные Рамой V Франции территории в Лаосе и Камбодже. Пибун отдал войскам приказ напасть на французские гарнизоны в Лаосе и Камбодже. Несколько недель шли военные действия, однако в дело решила вступить Япония, ещё раньше планировавшая прибрать колониальные французские территории. 8 декабря 1941 года японские силы начали оккупацию Индокитая. Ни Франция, ни Тайланд не могли дальше продолжать войну за лаосские земли без риска потерять всё. Тем более, Луангпрабанг самостоятельно не мог вообще ни с кем вести военных действий. 29 августа 1941 года король Си Савангвонг и французский генерал-губернатор Индокитая адмирал Жан Декокс подписали союзнический договор, по которому взамен на то, что Луангпрабанг признает себя под единственным протекторатом Франции, он получит статус верховного королевства над всеми лаосскими землями, а, кроме того, в состав этих земель Франция вернёт часть прежних территорий, ранее присоединённых к Вьетнаму. Под формальную власть Луангпрабанга по договору также отходила провинция Вьентьян. Чампассак, оставаясь королевством, также переходил под верховное управление королевской администрации Луангпрабанга. Ослабленная в своих индокитайских позициях Франция, старалась передать под власть Луангпрабанга как можно больше своих индокитайских территорий, поскольку Камбоджа и Вьетнам оказались оккупированными Японией. Реальные рычаги власти также мало помалу Франция передавала лаосской администрации, верной союзническим отношениям.

Однако, 09 марта 1945 года японские войска перешли к открытым военным действиям против французских войск в Индокитае, захватили всю территорию Лаоса, арестовали французскую администрацию. Япония объявила недействительным пакт Франции и Луангпрабанга от 1941 года. В 1945 году сформировалось национально-освободительное движение Лао Иссара (Свободный Лаос), возглавляемое принцами Петсаратом (племянник короля и сын последнего вице-короля Бун Кхонга, бывший с 1942 года и премьер-министром), Суваннапумом  и Суфанувонгом (сводными братьями Петсарата). Первое время движение единодушно (но в то же время и вынужденно) опиралось на японскую военную и административную поддержку. Впоследствии пути принцев разошлись, они создали и возглавили свои политические движения, во многом несогласные друг с другом, и опиравшиеся на совершенно различные внешние силы поддержки, которые в свою очередь, преследовали каждая свои собственные политические планы относительно будущего Лаоса. В конкретных исторических условиях, сложившихся в Индокитае, национально-освободительное движение и не могло выглядеть иначе, чем многоходовая «шахматная партия», поскольку здесь столкнулись интересы иностранных держав (Вьетнама, Тайланда, Франции, Японии, а впоследствии вдобавок - США и СССР), и надо было выбирать: либо безучастно следить за дележом своей страны, либо воевать со всеми и против всех одновременно, либо разыгрывать собственную партию, опираясь на помощь то одной, то другой, то третьей заинтересованной в дележе стороны против остальных. Именно по вопросу о том, кто же из иностранных держав является для Лаоса «меньшим злом» и, соответственно, на кого из них опереться в борьбе с остальными, и возникли серьёзные противоречия в среде королевской администрации, приведшие впоследствии к новому расколу страны и к тому, что плодами борьбы за свободу, в итоге воспользовались совсем новые внешние силы.

Уже в 1945 году население горных районов Лаоса стихийно организовывало партизанские отряды и вело военные действия против оккупационных властей. Причём, в действительности война велась довольно хаотично – одни воевали против французов, другие – против японцев, третьи, видя во всё этом «руку Тайланда», нападали на его приграничные территории, четвёртые – искали поддержки у вьетнамцев, пятые просто воевали за свои собственные интересы – за возможность спокойно торговать опиумом  и т.д.

Prince PhetsarathВ 1945 году японские оккупационные власти предложили королю Си Савангвонгу провозгласить декларацию лаосского государственного суверенитета и разорвать союзнические отношения с Францией, заключив аналогичный договор теперь уже с Японией. Однако, дни милитаристской Японии были уже сочтены.

Принц Петсарат

28 августа 1945 года глава движения Лао Иссара (с центром во Вьентьяне) принц Петсарат объявил декларацию, в которой Лаос объявлялся отныне единым и независимым государством. Эта декларация была разослана всем сотрудникам госаппарата. В ней также объявлялось, что отныне они в своих действиях не подчиняются французским представителям колониальной администрации, а действуют только по указанию королевской администрации. Однако, опираться на военную поддержку Японии больше не приходилось – Япония потерпела крах во II Мировой войне и не могла серьёзно поддержать военных действий против французских экспедиционных корпусов.
Французский воинский контингент приступил к активным действиям по блокированию активности национального сопротивления лаосцев. Начались бои между лаосскими военными и французскими полицейскими и военными частями. 3 сентября французские войска без боя вошли во Вьентьян и арестовали активных деятелей национального сопротивления. Принц Петсарат отправляет срочную телеграмму королю с просьбой официально провозгласить единый и независимый от Франции Лаос. Однако, предвидя большую резню и желая «договориться» с французами дипломатическими мерами, король из Луангпрабанга ответил, что остаётся верным союзническому договору с Францией. Петсарат вынужден был бежать в Тайланд, где оставался до 1957 года. Вернувшись в Лаос, он вошёл в движение Патет Лао (коммунистический политический блок), правда, всего через 2 года скончался от геморрагической лихорадки.

Памятник во Вьентьяне королю Си Савангвонгу, провозглашающему Конституцию

Однако для Франции стало очевидным, что действовать надо по приницпу «если революцию нельзя предотвратить, то надо её возглавить». 15 декабря 1946 года король Си Савангвонг провозгласил Лаос единым королевством с формой правления конституционная монархия и созвал первое заседание парламента – Национальной Ассамблеи, которая сразу начала под руководством французских советников выработку конституции страны. Отныне Луангпрабангское и Чампассакское королевства упразднялись. Через несколько месяцев 11 мая 1947 года Си Савангвонг был провозглашён конституционным королём единого Лаоса. Однако Лаос считался составной частью так называемого Французского Союза наций, куда также входила также часть Вьетнама и Камбоджа. Фактически это мало что меняло в положении Лаоса. Тем не менее, отныне французская колониальная администрация формально упразднялась и все должности в государственном аппарате стали занимать лаосцы.

4. Индокитайская война и революция в Лаосе.

            С 1951 года усилиями короля Си Савангвонга, между Лаосом и США были налажены тесные дипломатические взаимоотношения. Американское правительство выделяло Лаосу помощь продовольствием, вооружало собственно лаосскую армию и полицию, направляло в Лаос своих военных, юридических, экономических советников, преподавателей и т.д.

Photo of King Sisavang VatthanaВ результате, в 1953 году Франция окончательно передала всю власть в руки лаосской королевской администрации, фактически прекратив более, чем полувековую колониальную политику в Лаосе. В 1954 году Женевская международная конференция признала единый Лаос как государство, и гарантировала его независимость и суверенитет. Однако, декларация Женевской конференции умалчивала о том, в качестве какого государства с каким строем и формой правления, Лаос признавался субъектом мирового устройства. А, между тем, внутренняя  политическая жизнь в Лаосе в это время кипела бурно, как никогда прежде: во Вьентьяне активно действовало политическое движение «нейтралистов», возглавляемое принцем Суфаннапумом. Это движение выступало за отказ от иностранного влияния какого бы ни было государства. На юге популярностью пользовалось консервативное проамериканское движение, возглавляемое принцем Бун Ум Чампассак. В 1948-1950 и в 1960-1962 гг. он также являлся премьер-министром Лаоса. В северных провинциях господствовали политические идеи социализма, проводником которых было поддерживаемое коммунистическим Северным Вьетнамом движение Патет Лао во главе с принцем Суфанувонгом.

В 1959 году умер король Си Савангвонг и новым королём Лаоса стал его сын Си Саванг Ваттхана. Он стал последним в истории Лаоса монархом.

Король Си Саванг Ваттхана

Новый король пытался примирить все оппозиционные политические силы на благо развития Лаоса и отказаться от своих намерений политической ломки страны. Особенно трудно оказалось привлечь к сотрудничеству с властью коммунистическое движение Патет Лао. В 1958 году окончательно углубился политический раскол, а спустя год начались военные столкновения лаосской армии с боевиками, организованными с помощью СССР через социалистический Вьетнам в лаосские красные боевые бригады.

В 1962 году во Вьетнаме начались широкомасштабные боевые действия между коммунистическим севером и про-буржуазным югом, вылившиеся в индокитайские войны, в которые невольно оказался втянутым и Лаос. Вьетнамские красные боевики проложили так называемую «тропу Хо Ши Мина» в Лаос, где обосновали свои военные базы в горах. Лаосские нейтралисты объединились с коммунистами Патет Лао и, при поддержке СССР и Северного Вьетнама начали боевые действия уже на собственной территории против королевской армии Лаоса, которую, в свою очередь, поддержали США и Тайланд. В Лаосе разгорелась настоящая гражданская война, в ходе которой вновь страна оказалась разорванной на части: на севере началась оккупация китайскими воинскими контингентами, на востоке – вьетнамские боевики, на западе – королевские войска Лаоса, поддерживаемые США и Тайландом, на юге – вооружённые бригады камбоджийских коммунистов, называющихся «красные кхмеры». Особенно активные военные действия против лаосской армии вели на севере коммунисты Патет Лао. Авиация США сбрасывала на джунгли в горах сотни тонн дефолиантов и бомб. Эти бомбежки получили название «грязная война». В 1962 году по настоянию короля Саванг Ваттханы состоялась очередная Женевская конференция, на которой была принята международная декларация, подтверждающая нейтралитет Лаоса в индокитайской войне Вьетнама и США. Однако, остановить военные действия на территории Лаоса оказалось уже невозможным, так как Патет Лао, подпитываемое из СССР имел конкретно поставленную перел собой задачу – установить социалистический строй в Лаосе, что вместе с революцией в Камбодже и Вьетнаме должно было привести к полному контролю СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе мира. Страна оказалась охваченной военным хаосом – собственные коммунисты разжигали «внутреннюю» войну, а иностранные войска воевали на этой же территории между собой. До сих пор в юго-восточных провинциях вдоль дорог висят указатели, предупреждающие, что данные территории полностью пока не разминированы.

Ситуация пришла к своему завершению после вывода американских войск из Индокитая в 1973 году. Поддерживать официальные власти в борьбе против красных боевиков стало некому. В 1975 году столица Камбоджи Пном-Пень и столица Вьетнама Сайгон были захвачены коммунистами. Следом за этим во Вьентьяне Патет Лао провозгласило Лаос социалистической республикой.

LaoKings3.JPG (32276 octets)2 декабря 1975 года король Си Саванг Ваттхана был принуждён отречься от престола. Поначалу ему присвоили формальную и ничего не значащую должность главного советника президента Лаоса, которым стал принц Суфанувонг. Однако, наиболее радикально настроенные деятели Патет Лао потребовали высылки короля из страны. Си Саванг Ваттхана отказался покинуть Лаос. Одновременно, население Лаоса, по прежнему приверженное буддизму, наблюдало за унижениями короля, который всё ещё оставался главой буддистской Сангхи Лаоса.

Королю Си Саванг Ваттхане и королеве Кхампуй объявляют об их аресте

Не желая, чтобы начавшая набирать популярность фигура свергнутого короля, стала знаменем антикоммунистического сопротивления, коммунисты 01 марта 1977 арестовали короля Саванг Ваттхану, королеву Кхампуй и кронпринца Вонг Саванга и отправили их в концлагерь Сам Ныа, подобных которому к тому времени в Лаосе уже было создано около 15. Официально они назывались «перевоспитательными лагерями». Точных сведений об обстоятельствах гибели членов монаршей семьи до сих пор не обнародовано. Известно лишь, что первым в концлагере в 1978 году умер кронпринц, затем в 1984 году король, а спустя непродолжительное время после него умерла и королева. Конкретные обстоятельства смерти поныне держатся в секрете. Все они были тайно захоронены в безымянных могилах без опознавательных знаков за пределами территории лагеря.

Как только сведения о смерти короля просочились в народ, буддистские монахи, несмотря на строжайший запрет властей, организовали торжественную поминальную церемонию короля как главы нации и главы буддистской Сангхи Лаоса с лодочным шествием по реке Меконг. На церемонию собрались десятки тысяч лаосцев. Армейское подразделение, получившее приказ воспрепятствовать массовой церемонии, оказалось бессильным помешать этому. Однако, после церемонии, множество монахов, инициировавших церемонию, а также простые граждане, прнимавшие участие в подготовке к поминальной церемонии, были арестованы и также отправлены в концлагеря. Наверное, именно это, лаосские коммунисты и считали наступившей победой социализма. Во всяком случае, жизнь простых людей, никак не изменилась и не стала нисколько лучше за прошедшие с тех пор 30 лет. Даже  экономическая помощь СССР мало что дала в плане развития страны. Единственным достижением стало производство в гигантских объёмах электроэнергии. Однако, общая хозяйственная разруха, ставшая наследием индокитайской и гражданской войны, не позволяет даже освоить производимую электроэнергию, которую власти стали продавать соседним странам.

07.02.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 3969 дней назад. Число аудитории 306849
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:
  • В интернет-магазине watchtown.ru можно купить классические наручные часы для мужчин.

  •  
     
    Страны мира